Что делать при клинической смерти


нарушение работы сфинктеров жкт

У одних больных движения и речь восстанавливаются в первые недели или месяцы после инсульта, у других остаются слегка затрудненными, а у третьих значительно ограниченными.

Степень восстановления речи и движений зависит прежде всего от величины поражения в головном мозгу зон, которые ведают движениями или речью. Чем поражение больше, тем медленнее и хуже восстанавливаются нарушенные функции. Наиболее интенсивно процесс восстановления идет в течение первого года, а затем он все более замедляется, и в дальнейшем в основном происходит приспособление больного к имеющимся дефектам.

И если у перенесших инсульт все еще плохо работает парализованная рука или нога, они должны продолжать тренировки и главное внимание уделять развитию навыков самообслуживания. Для этого совсем не нужны повторные госпитализации, так как с успехом можно тренироваться дома. К тому же дома, как говорится, и стены помогают, а это очень важно!

Надо сказать, что некоторым больным, перенесшим инсульт, свойственно безразличное отношение к своему состоянию. Лечебной гимнастикой они занимаются только в присутствии методиста, и то неохотно. В течение дня упражнения не повторяют, в свободное %время лежат в постели или сидят у телевизора. У таких больных плохо восстанавливаются даже легкие нарушения двигательных функций. Они зачастую беспомощны в быту. И это объясняется отнюдь не ленью, как иногда считают их близкие, а поражением определенных областей мозга. Подобных больных следует терпеливо побуждать к действиям. Однако, если они плохо себя чувствуют или не в настроении, не заставляйте их заниматься во что бы то ни стало.

Хотим напомнить, что и спустя год после инсульта следует продолжать бороться с чрезмерно повышенным мышечным тонусом. Одним больным назначают специальные гимнастические комплексы и лекарства или точечный массаж, другим лечение холодом (криотерапия), третьим—теплом (парафин, местные ванны).

Иное дело, если тонус больной руки или ноги повышен незначительно. Снижать его не следует, ибо значительное снижение мышечного тонуса увеличивает слабость в ноге или руке. Вот почему так важны повторные осмотры невропатолога, который подскажет, как поступить в каждом конкретном случае.

Тем, кто начал вставать и ходить, необходимо продолжать тренировки—ходить по неровной поверхности (земле, песку, гравию), по лестнице, подниматься на небольшие пригорки.

Поскольку у большинства больных отвисает стопа,  на прогулку им лучше надевать специальную ортопедическую обувь', фиксирующую стопу, или высокие ботинки, сапоги, валенки.

Особенно активно необходимо тренировать навыки самообслуживания. Большинство больных, как правило, сами держат ложку и вилку, встают с постели, пользуются туалетом. Но многие еще не умеют одеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, обуваться. Кстати, тем, кому трудно шнуровать ботинки, следует приобрести обувь на молнии.

Конечно, больному человеку требуется помощь близких, но это не означает, что надо стремиться предупредить каждый его шаг. Излишняя опека прежде всего мешает восстановлению движений.

Наоборот, старайтесь чаще привлекать больного к выполнению посильной домашней работы. Это не только тренирует его двигательные навыки, но и улучшает настроение, способствует самоутверждению.

Обучите больного пользоваться выключателем, дверными запорами, оконными задвижками, научите его открывать и закрывать кран, брать телефонную трубку. Желательно, чтобы все это он делал по возможности больной рукой или с ее участием. Когда человек овладеет этими движениями, его уже можно подключать к уборке квартиры, мытью посуды, приготовлению пищи.

Круг обязанностей расширяйте постепенно, при этом необходимо добиваться, чтобы то или иное посильное поручение больной выполнял сам, без посторонней помощи. Труднее всего самостоятельно мыться в ванне, но постепенно и этому его можно научить.

Перенесшие инсульт не всегда в состоянии вернуться к прежней трудовой деятельности, и тогда им приходится переучиваться. Мы были свидетелями, как юрист с нарушениями речи стал хорошим часовщиком, а столяр с парезом руки вполне справлялся с работой табельщика. Однако таким больным запрещается работа в ночную смену, работа на холоде, в жару, с повышенным уровнем шума, связанная с командировками.

Речь восстанавливается подчас медленнее, чем движения. Этот процесс может продолжаться год, три и более, и здесь неоценима роль семьи. Ни в коем случае нельзя допускать речевой изоляции больного! Трудно надеяться на восстановление у него речи, если он предоставлен сам себе, с ним мало разговаривают, не приглашают для участия в общей беседе, обсуждении домашних проблем. Родные и близкие должны помнить, что с больным надо больше говорить, даже когда он не отвечает на вопросы. Это способствует восстановлению у него понимания речи.

Если больной хорошо себя чувствует, занятие лечебной гимнастикой и занятие по восстановлению речи могут продолжаться по 30—40 минут. Выполнять каждое из них можно 1—2 раза в день. В тех случаях, когда во время занятий у больного возникают головная боль, головокружение, одышка, слабость, повышается артериальное давление или учащается сердцебиение, занятие надо сократить до 20—10 минут.

Чтобы закрепить навык правильно ставить стопы, следует ходить по дорожке с нарисованными на ней следами стоп, а еще лучше, преодолевая 5—15-сантиметровые препятствия, например, поставленные перед контурами стоп дощечки (рисунок 7).

КРОМЕ ТОГО, ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЧРЕЗМЕРНО ПОВЫШЕННОГО МЫШЕЧНОГО ТОНУСА МОЖНО ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ С РАЗРЕШЕНИЯ ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА ДЕЛАТЬ УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЕ:

СИДЯ НА СТУЛЕ

1.         И.  п.—сесть больным боком к

столу, ноги на ширине плеч, положить

на стол вытянутую руку. Родственник

захватывает одной рукой кисть боль

ного, а другой фиксирует плечо около

локтевого сгиба; затем, легко потряхи

вая, медленно сгибает руку в локте

(рисунок 8) и разгибает.

2.         И. п.—сесть лицом к столу, ноги

на ширине плеч, положить на стол

согнутую в локте под прямым углом

больную  руку ладонью  вниз  (пред

плечье вдоль стола) с выпрямленными

и разведенными пальцами. Родствен

ник  одной   рукой  прижимает  кисть

больного к столу, а другой поднимает

локоть его руки вверх, легко потряхи

вая (рисунок 9).

3.         И.  п.—сесть  на стул,  ноги на

ширине плеч, кисть больной руки с

выпрямленными и разведенными пальцами (ладонью вниз) подложить под больное бедро. Родственник, придерживая одной рукой плечо, другой обхватывает локоть больного и выпрямляет руку в локте, легко потряхивая ее (рисунок 10). Важно, чтобы кисть больной руки была плотно прижата к стулу!

Несмотря на то. что времени после инсульта прошло достаточно, следует продолжать так называемое лечение положением.

У постели больного со стороны парализованной руки ставят табуретку с большой подушкой, а на нее кладут кисть больной руки с разведенными и выпрямленными пальцами, ладонью вверх (это положение можно зафиксировать лангеткой). Рука должна быть выпрямлена в локте и расположена под прямым углом к туловищу. Под мышку больному кладут валик, а на кисть—полукилограммовый мешок с песком. Стопу парализованной ноги чуть сгибают с помощью валика в колене, стопа упирается во что-либо твердое (рисунок 1). В таком положении можно полежать в течение часа и столько же на здоровом боку. При этом парализованную руку сгибают в плечевом и локтевом суставах и под-кладывают под нее подушку, парализованную ногу сгибают в коленном и тазобедренном суставах и тоже кладут на подушку (рисунок 2).

С помощью родственников можно сгибать и разгибать локтевой, лучеза-пястный и коленный суставы (рисунки 3, 4, 5). Ладони и стопы больного полезно прокатывать на скалке (рисунок 6).

Надо заниматься и гимнастикой. Лежа на спине или здоровом боку, больной может сгибать и разгибать руки и ноги,, отводить их в сторону, делать ими круговые движения. Функцию кисти улучшает складывание кубиков, пирамидок, лепка из пластилина.

Можно потренироваться в ходьбе в положении лежа на спине. Для этого больной попеременно сгибает и разгибает ноги, стопами скользит по кровати.

Встав с постели, следует походить на месте, придерживаясь руками за спинку стула.

Источник: http://lechebnik.info/480/21.htm